Посещение Бахтинского центра
С 12 по 14 декабря по приглашению Бахтинского центра при Мордовском Государственном университете имени Н.П. Огарёва группа школьных бахтиноведов совершила рабочую поездку в город Саранск.
Основная задача, стоящая перед нами – это работа в Центре. Здесь хранится и изучается творческое наследие М.М. Бахтина; фотоматериалы об ученом, его семье, его учителях и учениках; о местах, связанных с жизнью и творчеством ученого; также цитируются воспоминания М.М. Бахтина о городах, в которых ему пришлось жить, об учителях и единомышленниках, о времени и о событиях. В витринах рядом со стендами представлены документы, фрагменты писем, рукописи, книги и журналы из библиотеки М.М. Бахтина, сохранившие пометки учёного. Мемориальная экспозиция включает уголок саранской квартиры Михаила Михайловича и Елены Александровны Бахтиных: подлинные предметы мебели и обихода, книги, пластинки, графические работы Э. Неизвестного и Ю. Селиверстова, подаренные М. М. Бахтину. Поработали плодотворно! Светлана Анатольевна Дубровская, заместитель директора Центра, доктор филологических наук, доцент, начала литературный обзор с прослушивания записи чтения М.М. Бахтиным стихотворения. Ровный, спокойный, приятный голос Михаила Михайловича расположил присутствующих, настроил на общение. Мы рассказали, чем живёт наша школа сегодня, о своих личных достижениях, планах. Ирина Васильевна Клюева, аналитик, кандидат философских наук, доцент провела экскурсию по Центру, ответила на все заданные вопросы.
Посещение музея истории университета и общение с заведующей музейным комплексом Прасаловой Натальей Юрьевной также не оставило никого равнодушным.
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва создан в 1957 году на базе Мордовского государственного педагогического института. В структуру университета входят 10 факультетов, 7 институтов и два филиала. В октябре 1997 года состоялось открытие музея. На сегодняшний день его фонды содержат 20 438 единиц хранения. Экскурсия была познавательной, экспонаты вызвали большой интерес у школьников. Завершающим мероприятием в университете был обед в студенческой столовой.
Во второй половине дня мы познакомились с городом.
Саранск – город с древней историей был основан в 1641 году как небольшая деревянная крепость на юго-восточной окраине Русского царства. Крепость носила название Саранский острожек. Современный Саранск – красивый, процветающий город – это политический, экономический и культурный центр республики Мордовия. Среди достопримечательностей Саранска, старые и новые храмы, красивые архитектурные сооружения, интересные городские музеи, театры, стадионы и спортивные комплексы. Мы посетили Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина. Это крупнейшее хранилище памятников природы, истории, материальной и духовной культуры мордовского народа, один из ведущих научно-методических центров республики. Предновогодний, вечерний Саранск и главный музей республики добавили приятных впечатлений и, конечно же, знаний об истории, быте, культуре Мордовии.
На обратном пути побывали в одном из самых известных крупных музеев в мире - Государственном литературно-мемориальном и природном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Болдино». Здесь сохранился подлинный господский дом, где жил поэт, приезжая в Болдино.
«Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Так к нам обратился поэт при въезде в Болдино. По мере приближения к усадьбе, мы всецело погружались в пушкинскую тему, каждый в свою... Кто-то вспоминал сказки, кто-то любовную лирику, кто-то любовь к русской природе.
«Мороз и солнце; день чудесный!
……………………………………….
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;»
Эти строки вспомнили все, выйдя из автобуса. После пасмурных, снежных дней заиграло солнце! Именно по приезду в Болдино. В таком эмоционально-приподнятом, восторженном настроении мы познакомились с комплексом построек родовой усадьбы Пушкина, с которым связан один из самых плодотворных периодов творчества поэта «Болдинская осень». А дальше – дорога домой и работа по изучению, осмыслению, оформлению материалов поездки.