МОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

История образовательной организации

История нашей школы началась ещё в XIX веке. Первое упоминание о ней встречается в 1845 году в церковном справочнике. Сначала это была церковноприходская школа для малограмотных детей, затем земская. Во время гражданской войны положение учителей и учащихся было тяжёлым: для школы дров не отпускали, было холодно, страшный голод мешал учёбе. Учились в коридоре – там было теплее. Писали на газетах, на страницах старых журналов. Чернил не было – писали синькой и сажей, разведенными водой. Книг почти не было. После Великой Октябрьской революции учащиеся кроме грамматики и арифметики стали изучать историю, географию и другие науки. Появилась школьная библиотека, работали различные кружки; особой любовью пользовался драматический кружок, где занимались не только ученики, но и учителя, привлекалась молодежь села. 

Здание начальной школы

Одним из руководителей драмкружка был Павел Владимирович Арсеньев – отец известного кимрского врача Владимира Павловича Арсеньева. Вечером работала школа для малограмотных. Школа была уже семилетней, а затем переросла в среднюю. В 1939 году школа получила новое 2-этажное деревянное здание, до этого времени классы школы размещались в отдельных домах на разных берегах озера. Во время Великой Отечественной войны до 1942 года в помещении школы располагался госпиталь, занятия временно были прекращены и возобновились вновь в 1942 году. Количество учащихся уменьшилось и школа снова стала семилетней. Директором в то время была Екатерина Сергеевна Черняева. 

Е.С.Черняева

После окончания войны директором был назначен фронтовик – Андрей Петрович Киселёв. В 1955 году открылся первый интернат для детей из окрестных деревень - в здании бывшей земской школы. Примечательно, что каждый ученик сам готовил себе еду из привезенных из дома продуктов. Лишь в 1957 году в интернате появился общий котел, продукты стали закупать централизованно. Много детей ходило в школу из деревни Ромашкино, где в то время размещался детский дом, организованный во время войны.  

Здание интерната 

 А.П.Киселев

C 1962 школу возглавил учитель истории, фронтовик Николай Михайлович Ходков. В этот же год интернат переехал в добротное здание – бывшее общежитие механизаторов (что располагалось напротив церкви). Рядом в деревянном доме разместились квартиры учителей и работников школы и интерната. Воспитателями интерната стали Людмила Ивановна Степанова, Мария Семеновна Алонцева, Надежда Акрамовна Малова, Татьяна Васильевна Моренко. В интернате проживало до 80 учащихся с 5 по 10 классы. Долгие годы вкусно кормили воспитанников повара Валентина Григорьевна Шемарова и Полина Ивановна Колесова. В этом же году из деревни Никитское перевезли здание начальной школы. Там размещалось два класса начальной школы, библиотека, актовый зал со сценой, где проводились все школьные мероприятия. аким образом, в здании 2-этажной школы обучались ученики средних и старших классов, а ученики начальной школы – в двух соседних зданиях: 2 класса в привезенной школе и 2 класса в соседних зданиях школы, где кроме этого размещались школьные мастерские, долгие годы возглавляемые Борисом Арсеньевичем Васильевым. И так вплоть до нового школьного проекта.

Н.М.Ходков

Здание привезенной школы

    

Закладка новой школы

Новое школьное здание принял директор Александр Кириллович Шевченко в сентябре 1979 года. Он возглавлял школу с 1975 по 1980 год. По образованию историк. Психолог, интеллектуал, в душе романтик. Мобилизует педагогический коллектив для решения задач по обучению и воспитанию учащихся, поставленных перед сельской школой Коммунистической партией и правительством Советского союза. Одно из его важнейших начинаний – создание ученической производственной бригады, признанной позднее лучшей в районе. Ведётся производственное обучение старшеклассников по специальностям: «Cельский механизатор» (преподаватель Б.А. Васильев) и «Мастер машинного доения» (преподаватель А.М.Максимова). В этом направлении школа работает в тесном контакте с базовым хозяйством – совхозом «Новоильинский»; в период весеннего сева юноши 10 класса получают трактора и выезжают на пахоту наравне со взрослыми. По окончании школы вместе с документом об образовании они получают права тракториста-машиниста, многие остаются  работать в своих хозяйствах. Девушки проходят практику на животноводческом комплексе и получают специальность – мастер производственного доения. Таким образом, школа откликается на призыв КПСС и Ленинского комсомола «Молодые кадры – на село». Школа пока ещё располагается в старой деревянной постройке, уже пришедшей в негодность. Весной 1978 года закладывается фундамент нового здания. Любой директор знает, что значит возводить школу, насколько это трудно и хлопотно. Александр Кириллович, испытав на себе  все тяготы строительства, торжественно принимает 18 сентября 1979 года ключи от новой школы, рассчитанной на 624 места и пришкольного интерната на 120 мест. 

МОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа

Волею судьбы обживать новую школу приходится Раисе Фёдоровне Сухановой. Преподаватель истории, строгая, требовательная, с сильным характером. На её плечи ложится работа по благоустройству территории школы, техническому оснащению учебных кабинетов. Приобретаются новые станки для слесарной и токарной мастерских, оборудуется учебный класс для подготовки сельских механизаторов, школа покупает новый колёсный трактор. Раиса Фёдоровна душой болеет за престиж школы, делает всё для того, чтобы вывести её в передовые. Но, к сожалению, по состоянию здоровья она была вынуждена покинуть свой пост. 

Её сменяет С.В. Цветов (годы работы: 1982-1987 гг.). Молодой, талантливый, творчески работающий директор, по образованию педагог-психолог. Основной учебно-воспитательной задачей считает разностороннее развитие личности учащихся на уроках и во внеурочное время, раскрытие творческого потенциала как воспитанников, так и учителей. Его отличает нестандартный подход к любому делу. «Только творчески – иначе зачем?». Начинают работу технические,  художественный, авиа- и судомодельный кружки, секция картингистов (школа покупает 4 машины картингов), в школьной кино-фото студии  снимается журнал «Ералаш», полным ходом идут репетиции в театральной студии, спектакли которой буквально завораживают весь зрительный зал на районных смотрах художественной самодеятельности. В подвале школьного здания оборудуется тир, где в стрелковой секции занимаются не только дети, но и учителя. На вечерах отдыха выступает школьный вокально-инструментальный ансамбль. Продолжает активную деятельность ученическая производственная бригада, причём организуется круглосуточная её работа. На школьной свиноферме члены бригады под руководством взрослых ухаживают за поросятами, на корм идут выращенные на школьном поле картофель, корнеплоды, отходы школьной столовой, комбикорм. Весной откормленные животные сдаются в заготконтору, на вырученные деньги покупается молодняк, на оставшиеся деньги учащиеся едут на экскурсии – дважды в Таллин и в Ленинград. Свиноферма просуществовала 3 года. Летом работают 2 смены лагеря труда и отдыха с круглосуточным пребыванием детей. Лагерь располагается в пришкольном интернате. В этот период учителя и учащиеся с  честью выполняют свои обязательства по заготовке сена для базового хозяйства – совхоза «Новоильинский» Продолжается работа по эстетическому оформлению и техническому оснащению учебных кабинетов. Школа достаточно хорошо финансируется. И это последний всплеск. Грядет перестройка. 

Пережить и выдержать этот далеко непростой отрезок времени выпало на долю А.Н. Попова. Анатолий Николаевич приходит в 1988 году, оставив прошлую работу в должности партийного секретаря одного из хозяйств района. Преподаватель географии и истории. Ответственный, беспокойный, идеологически подкованный, он энергично берётся за работу в новой должности директора школы. Вникает во все тонкости нового дела. Использует, где нужно, свой партийный опыт. Направляет работу пока ещё существующих пионерской и комсомольской организаций школы. Тяжело переживает их распад в начале 90-х. Но школа должна жить и работать дальше в новых условиях. И как руководитель он делает всё, что возможно. Впервые приобретаются 12 компьютеров самого первого поколения, сейчас они давно сданы в утиль, а тогда это было событие! Оборудуется первый компьютерный класс. Как человек неравнодушный к сельхозпроизводству и к земле, следит за работой пришкольного участка, где в то время выращиваются овощи для школьной столовой, является инициатором создания живого уголка в кабинете биологии. Между тем, на фоне демократизации общества идёт обновление учебного процесса, широко используется опыт учителей-новаторов, активные формы и методы обучения, такие как парная, групповая работа на уроке, коллективный способ обучения и другие. Педагогический коллектив школы не стоит в стороне от педагогических инноваций и во главе со своим директором пускается в бурное плавание по новому руслу, не забывая, однако, что всё новое – это хорошо забытое старое. 

1995-1997 годы… Исполняет обязанности директора Надежда Геннадьевна Сутягина, проработавшая к тому времени несколько лет завучем. Это продолжается полтора года, причём, полгода Надежда Геннадьевна работает директором и завучем одновременно. У неё надёжный и талантливый заместитель по УВР – Г.Р.Рощина, а затем появляется  такой же надёжный ответственный завуч – Наталия Владимировна Архипова. Команда молодая (от 25 до 38 лет). Школу держат на своих хрупких плечах. Создается музей сельского быта, в нем проводятся уроки по народному творчеству, экскурсии. Работают кружки по интересам, ансамбль народных инструментов, кройки и шитья, вязания, мягкой игрушки. Выпускаются серебряные медалисты, впервые за много лет. Школа продолжает жить и работать. Ждём настоящего директора, желательно мужчину. 

И вот он появляется. Сергей Николаевич Щиняев (1997–2008 гг.) молодой, перспективный, всесторонне развитый. Спортивный. Учитель географии. Первые шаги в роли директора сделаны. Но самым тяжелым испытанием оказывается совсем другое, о чём молодой директор не мог и предположить, вступая в должность. Политические катаклизмы, происходящие в обществе, самым негативным образом отражаются и на школе. Начинается задержка выплаты заработной платы учителям и в конечном итоге достигает 5 месяцев, обстановка в коллективе накалена. Все обращаются к директору: «Где наши деньги?», «Кто виноват?» и «Что делать?». 1 сентября 1999 года впервые в истории школы наши дети не сели за парты, после торжественной линейки, посвящённой началу учебного года, они отправились по домам. Началась забастовка учителей. Всё бремя ответственности за эту вынужденную меру легло, конечно же, на плечи директора. Кроме того, с каждым годом уменьшается финансирование школы. Школьное здание, интернат требуют капитального ремонта. Но выделяемых денег хватает только на мелкий косметический ремонт. Выход из финансового тупика проглядывается к 2006-2007 году. Школу выручает спонсорская помощь, в пришкольный интернат поступает новая мебель, которую директор лично монтирует. Проводится частичный ремонт, в интернате создается уют. Начинают приобретаться новые столы и стулья в кабинеты. Между тем, берёт начало государственная программа компьютеризации сельских школ. И в нашей школе при непосредственном участии директора оборудуется современный компьютерный класс взамен устаревшего, закупаются компьютеры нового поколения. Появляется интернет. Пройдя специальные курсы, Сергей Николаевич для учителей компьютерный ликбез. Одним из первых в районе он осваивает компьютерные технологии обучения и применяет их на уроках, показывая пример своим коллегам. 

С 28 февраля 2008 года школу возглавляет Нина Ивановна Моисеева. Преподаватель физики. Целеустремлённая, выдержанная, ответственная. С первых дней работы в новой должности буквально с головой уходит в решение накопившихся хозяйственных проблем и одновременно до тонкостей изучает все теоретические и практические аспекты деятельности руководителя, а также юридические, финансовые и другие стороны деятельности образовательного учреждения. В рекордно короткий срок проведён косметический ремонт коридоров, столовой, части интерната и других помещений, частично  систем отопления, водоснабжения, освещения, канализации школьного здания. В коридорах и рекреациях полно цветов, светло и уютно. Благоустраивается школьная территория.

А дальше планомерно ежегодно проводится капитальный ремонт: спортивного зала, актового зала, школьной столовой, интерната, классов-кабинетов, фойе, крыша интерната и здания школы, заасфальтирована площадка перед школой, заменены все окна. 

7 мая 2010 года состоялось открытие школьного музея. В музее представлен народный быт и Великая Отечественная война. Здесь работают учащиеся поисковой группы «Радуга», которые готовят и проводят в школьном музее экскурсии.

9 мая 2010 года школа первая в области открыла Кабинет здоровья. Здесь проводятся уроки, семинары и конференции, в целях приобщения детей и подростков к исследовательской деятельности и ведению здорового образа жизни, выявлению и поддержке одаренных детей .

Осенью 2010 года Всероссийская общественная экологическая организация «ЭКА» запустила программу «Больше кислорода!». В рамках этой программы 26 мая был заложен школьный питомник по выращиванию ёлочек, чтобы в будущем высадить подросшие деревья в пригодные для этого земли. Обучающиеся школы принимают участие в уходе за саженцами.

В 2011 году школа стала лауреатом конкурса в номинации «Инновационная деятельность, направленная на развитие системы образования и экономики региона».

11 мая 2012 состоялось открытие музея М.М. Бахтина - выдающегося русского философа и русского мыслителя, теоретика европейской культуры и искусства. Михаил Михайлович работал осенью 1941 года в Ильинской сельской школе учителем русского языка и литературы. В школьном музее представлено всё детское творчество, и этому есть объяснение: в кимрский период семья Бахтиных очень бедствовала, чтобы как-то выжить, Елена Александровна, жена Михаила Михайловича, шила куклы и продавала их, зарабатывая тем самым на хлеб. Так же здесь находятся стенды, по которым можно проследить весь жизненный путь философа. Экскурсии по музею проводят участники школьных групп «Радуга» и «Созвездие». В целях увековечения прославленных людей Кимрского района при поддержке ГБУ Тверской области "Областной молодежный центр" была изготовлена и 12 марта 2014 г. открыта памятная доска М.М. Бахтину.

С 1 сентября 2012 года школа является пилотной площадкой по опережающему введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Педагоги и обучающиеся проводят апробацию новых технологий в обучении, составляют новые программы и проводят обучающие семинары для коллег района и области.

В 2012 году школа переходит на ФГОС нового поколения, чему предшествует огромная работа, проделанная педагогическим коллективом (учёба, аттестация, разработка образовательных и воспитательных программ…).

С 2015 года в школе работает боксёрский клуб.

С 2017 года в школе началась и продолжается по сегодняшний день работа вокруг имени нашего земляка трижды Героя Социалистического труда авиаконструктора А.Н. Туполева. Его имя с гордостью носит детская общественная организация «Юные туполевцы». Мы тесно сотрудничаем с ПАО «Туполев» г. Москва, людьми лично знавшими Андрея Николаевича Туполева, работавшими под его руководством, родственниками.

Школьники вместе с учителями ежегодно выезжают на экскурсии по стране: Орёл, Карелия, Санкт-Петербург, Саранск, Казань, Нижний Новгород, Москва, Тверь… Мы частые гости в московском РАМТе.

Многое сделано, но сколько ещё предстоит сделать!